Речные круизы на теплоходах

Речные круизы по Волге: история


+7 495 967-94-34
+7 495 743-95-91

E-mail: edem@more-info.ru

Viber, WhatsApp
+7-926-910-18-41

Мы в соцсетях
ВКонтакте  Одноклассники  Facebook  Twitter  Telegram  Instagram

История речных круизов по Волге неразрывно связана с историей самой Волги. А история Волги - это история России. А как мы с Вами хорошо видели, историю любой страны, а особенно России, можно рассматривать по-разному. Кто-то описывает историю царей, самодержцев президентов и вождей, кто-то рассказывает о катастрофах, катаклизмах и бунтах, а кто-то смотрит вширь и вдаль. Но все согласятся, что история реки Волги - это маленькая история России. История большой страны с ее победами и переживаниями, с ее героическими свершениями. И с ее возмужанием тоже. А с другой стороны, история Волги напоминает жизнь человека, как он рос, его невзгоды, неудачи и даже забвение, и как он, подобно гадкому утенку, вырос, возмужал и превратился в красивую личность, на зависть всем вокруг.

Круизы на теплоходах Москва - Астрахань

Круизы на Валаам

Круизы в Санкт-Петербург из Москвы

Круизы по рекам Сибири

Круизы по реке Енисей, Сибирь

Круизы по Оке

Адреса речных вокзалов

Лучшие теплоходы России

Все круизные теплоходы на реках России

Безопасность речных круизов

Куда еще можно поехать?

История развития круиза по реке Волга

Круиз на теплоходе по реке Волга - как живой путь, а “всякий живой водный путь, не оставаясь единой лентой, а захватывая в процессе развития своего грузового движения, не только свои собственные притоки, но, посредством соединения их каналами с соседними речными бассейнами, и эти последние, превращается в "большой" или "великий водный путь"”. (П.П. Семенов Тян-Шанский, 1925 г.)

Бассейн реки Волга издревле притягивал разные народы на свои берега. Реки поили и кормили людей, заливные луга пестрели стадами коров, здесь же паслись лошади и овцы. На речных террасах возникали поселения, некоторые из них преображались в грозные крепости, контролирующие водные пути. На незаливаемых полыми водами речных террасах было раздольно земледельцу - урожаи были знатными.

Но подолгу спят наши реки зимой под толстым слоем льда. На их водосборах накапливаются снега. Под лучами весеннего солнца они тают, и многомесячные запасы воды ринутся в русла, переполняя их, затапливая поймы и открывая в это время водные пути почти до истоков даже небольших рек. В верховьях Волги ледостав длится до полугода, в низовьях -четыре месяца.

Реки Западной Европы - Дунай и Рейн, могут “работать” практически круглый год, а навигация по реке Волга возможна на всем ее протяжении не более полугода. Относительная краткость периода навигации покрывается как разнообразием грузов, так и численностью людей, обслуживающих Великий Волжский путь.

Но он, этот Великий Волжский путь, заработал только в пору создания на этом пути сильных государств, в эпоху климатического оптимума IX-XII вв. Норманны и Древняя Русь, прежде всего новгородцы, Булгар и Хазария осваивали и контролировали водную дорогу по Волге.

Вплоть до XIX в. движение судов по рекам было весьма медленным. Суда вниз шли сплавом, т.е. силой самого течения, подталкиваемые шестами, позже появились весла, а при попутном ветре они подгонялись парусами. Вверх по течению реки суда шли большей частью тягой лошадей или бурлаков по прибрежному бечевнику. Само название “бечевник” произошло от способа передвижения судов. Зачастую груз не мог пройти всю реку Волга за одну навигацию и зазимовывал. Меженный период в разгар лета и обмеление русла Волги, когда желтые пески отмелей - побочней и осередков - напоминали ландшафты пустынь, а судовой ход змеился прихотливо среди них - длина пути резко возрастала. Крупные суда перегружали груз на мелкие, с небольшой осадкой суденышки - шла “распаузка”. А подобных “пробок” на перекатных участках реки было более чем достаточно. Иногда одно название чего стоит - “собачий перелаз”, например, в верховьях реки Волга.

Очевидно, что судоходство на Волге зародилось много веков тому назад. Оно было сугубо местным, да и сами суда-долбленки вызывают сегодня улыбку. Караванный водный путь на Волге возник и начал активно работать с IX-X вв. Тогда же при нем обосновались и разбойники, особо “шалившие” в низовьях Волги, где было легко укрыться в многочисленных протоках, “уйти в камыши”.

Строго говоря, путь по реке Волга той эпохи редко проходился целиком. Для многих купцов Средняя Волга было тем местом, где с выгодой для себя можно было продать или обменять товары. Пожалуй, только норманны-варяги проходили его от истока до устья, устремляясь в арабские земли. Даже до Хазарии, лежащей в низовьях Волги, доходили немногие. Новгородцы-ушкуйники осваивали верховья Волжского бассейна. Среднее Поволжье - Булгарское царство оказалось в наиболее выгодном положении. Сюда стекались товары и с юга - от арабов и хазар и с севера - норманны и славяне приходили в Булгар.

Для плавания по рекам бассейна Волги норманны перегружали товары, а также рабынь, на мелкосидящие суда, по виду напоминающие лодки-каноэ (длина 6-7 м, ширина - до 3 м). В описании Ибн-Фадлана, багдадского секретаря посла, проведшего в 922 г. почти год в Булгаре, говорится о том, что по прибытии купцы строили большие деревянные дома. Каждый из купцов имел свою скамью, где и восседал с неизменно сопровождавшими его девицами, заметим, весьма пригожими. Торговали норманны мехами, оружием. Меха приобретались в качестве дани от угро-финских племен либо покупались у славян. На волжском берегу кипели страсти на Ага-Базаре. Здесь встречались купцы Северной Европы, Руси, Средней Азии, Арабского Востока. Бывали торговцы из Китая.

В XIII в. Булгар пал под ударами татаро-монголов. Но он к XIV в. возрождается, входя в состав Татарского государства. Ага-Базар вновь работает, но прежнего размаха торговля не достигает. Междоусобицы внутри ханства, борьба за престолонаследие в Золотой Орде мешают развитию торговли на Волжском пути.

 

 

 

 Желаем Вам приятного путешествия!

Формы оплаты круиза на теплоходе (путевки или билета):