История речных круизов по Волге неразрывно связана с историей самой Волги. А история Волги - это история России. А как мы с Вами хорошо видели, историю любой страны, а особенно России, можно рассматривать по-разному. Кто-то описывает историю царей, самодержцев президентов и вождей, кто-то рассказывает о катастрофах, катаклизмах и бунтах, а кто-то смотрит вширь и вдаль. Но все согласятся, что история реки Волги - это маленькая история России. История большой страны с ее победами и переживаниями, с ее героическими свершениями. И с ее возмужанием тоже. А с другой стороны, история Волги напоминает жизнь человека, как он рос, его невзгоды, неудачи и даже забвение, и как он, подобно гадкому утенку, вырос, возмужал и превратился в красивую личность, на зависть всем вокруг.
Земледельческое освоение долины Средней и Нижней Волги, начиная с конца XVIII в., и особенно в XIX в., приводит к ускоренному росту грузооборота по Волге. Лес и камень с верховьев шли навстречу рыбе, соли, арбузам и другим товарам. Позже, особенно во второй половине XIX - начале XX вв. заработал хлебный конвейер со Средней и Нижней Волги в Петербург и далее в Европу.
Позором и гордостью России были волжские бурлаки. Бурлачество возникло на Волге в XIV-XV вв., но огромные артели бурлаков появились в XVIII-XIX вв. Нижний Новгород, Пучеж и особенно Рыбинск, называвшийся бурлацкой столицей, собирали многие тысячи людей, которые не щадя себя поднимали вверх по течению груженые суда. Недаром бытовала бурлацкая присказка о Волге: “Укачала, уваляла, вот и силушки не стало”. Бурлацкий век короток- 10-15 лет, а далее - “заслуженный отдых”.
В XIX в. работало на Волге до 600 тыс. бурлаков ежегодно. Они начинали работу с рассветом, а трудовой день заканчивался с первой звездой на небе. Целый день под палящим солнцем и в ненастье брели они по пескам и болотистым луговинам, подгоняя себя песней и проходя за день от 10 до 30 верст. Нередко приходилось идти по пояс в воде, сильный ветер или внезапный шквал валил с ног. Впереди тянул лямку опытный и сильный бурлак, его называли “ишика” или “дятька”. Он задавал ритм движения, выступая правой ногой. За ним тянулись “кабальные”, работающие за харчи. Замыкали шествие “усердные”, которые подгоняли “кабальных”. Песня помогала идти в ногу, на ходу сиплыми, простуженными голосами запевали любимую “Дубинушку”, часто просто выкрикивая слова, ухали с тоской и надрывом. До двадцати пар лаптей, а то и более, изнашивали за сезон бурлаки. Стоили лапти дорого, поэтому их, связав, вешали на плечо и по воде и песку шли босиком. Чтобы накопить немного денег для семьи, питались простой и дешевой пищей. Хлеб да щи, в лучшем случае каша - пища бурлака. Единственно, черного хлеба было достаточно - съедали в день до двух килограммов на человека. Среди бурлаков преобладали крестьяне, были и бездомные люди, бродяги. Кабак для многих из бурлаков был местом празднеств. Слово “бурлак” произошло от искаженного татарского “буйдак”, т.е. бездомный. У A.M. Горького дед некоторое время был бурлаком, В.А. Гиляровский, известный писатель и журналист, некоторое время работал в бурлацкой артели бурлаком, грузчиком, а также крючником, и посвятил не одну яркую зарисовку их жизни и быту.
О крючниках разговор особый. Сильные, с сияющим на солнце, отполированным крюком, гордости работника, появлялись они на погрузке-разгрузке судов. 6-10-пудовые грузы легко перемещались ими. Да и два-три центнера могли подвинуть не хуже прославленных борцов и штангистов. Кстати, некоторые известные борцы вышли из грузчиков пристаней Волги.
Караваны судов, пришедшие из Астрахани, Царицына, Самары и других волжских городов, толпились у пристаней Рыбинска, где происходила разгрузка и перегрузка товаров на другие суда. В самом городе население возрастало на порядок до ста с лишним тысяч (вместо 10-15 тыс. человек, проживавших в XIX в. в городе); по судам, стоящим на реке борт к борту, иногда можно было перебраться с берега на берег.
С появлением в первой половине XIX в. пароходов изменились условия плавания и судостроения на Волге. Паровой котел совершил революцию в судоходстве, увеличились скорости, грузоподъемность, осадка судов, усложнилось само судоходство. Появились специальные службы - путейские, призванные наблюдать за изменением глубин в русле реки Волги, состоянием судового хода и т.п. Во второй половине XIX в. русло реки очищается от камней, которые взрывали порохом, а для углубления песчаных мелей применялись машины, называемые волокушами, сооружались водотеснительные плотины и водохранилища. Верхне-Волжское водохранилище и плотина бейшлот для регулирования уровней воды на Верхней Волге были созданы в 1845 г. Регулярно обследовалось русло реки Волги департаментом путей сообщения.
В отчете комиссии (1847) отмечалось, что, “несмотря на важность Волжского пути, он далеко не в том состоянии, в котором ему быть должно. Усеянный мелями и каменными подводными грядами, он затруднителен. Вся река покрыта судами. Они тянутся одно за другим длинною непрерывной цепью; а на пристанях производится нагрузка товаров, к отправлению приготовленных. Фарватер на плесах правильный и ровный, но на мелях, перекатах и каменных подводных грядах разветвляется и делается извилист. Нижняя часть Волги обильнее водами и имеет фарватер более глубокий, дающий возможность плавать судам с высшею осадкою, но судоходство по этой части Волги совершается безостановочно только до июля месяца: с этого времени, вода упадает и оставляет на мелях одни узкие и извилистые проходы с крутыми поворотами. Они в продолжение лета несколько раз изменяют свое направление, и суда, сбиваясь с фарватера, попадают на отмели, совершенно движение их останавливающие”. В1848 г., согласно донесению начальника Ярославского округа путей сообщения, “мелководье открылось с мая месяца, караванные суда больших размеров принуждены были паузиться почти в течении целого лета”.
Но не только бурлаки тянули суда. На смену им пришла конная, а позже - туэрная тяга. На дне реки были проложены металлические цепи, их приводили в движение туэры - паровые бесколесные суда с металлическим корпусом. На палубах устанавливались лебедки, движимые паром. Наматывая на барабан лебедки цепь, туэр тащил против течения 6-7 барж с грузом до 140- 160т каждое со скоростью 2-3 км/ч. Но туэрная тяга себя не оправдала, суда часто садились на мель, чему способствовала значительная извилистость русла.
В 30-е гг. XIX столетия на реке Волге появились паровые суда, число которых за четверть века выросло до нескольких сотен. Нагревались паровые котлы дровами, что резко увеличило вырубки лесов. Также возрос сплав леса - по Унже, Костроме и другим многочисленным крупным и мелким волжским притокам идет молевой (одиночными стволами деревьев) сплав. В устьях притоков в ловушках-запонях формируют плоты, иногда длиной в сотни метров, которые и буксируются по Волге.
Увеличение скоростей движения паровых судов потребовало регламентации правил плавания. Приведем несколько важных положений из правил 1837 г.:
Всего было 10 параграфов в правилах, обратим внимание только еще на одно важное правило для пассажирских судов, требующее “предохранения судна от валкости (для чего загружался балласт), а пассажиров от опасности и страха”.
Желаем Вам приятного путешествия!