История речных круизов по Волге неразрывно связана с историей самой Волги. А история Волги - это история России. А как мы с Вами хорошо видели, историю любой страны, а особенно России, можно рассматривать по-разному. Кто-то описывает историю царей, самодержцев президентов и вождей, кто-то рассказывает о катастрофах, катаклизмах и бунтах, а кто-то смотрит вширь и вдаль. Но все согласятся, что история реки Волги - это маленькая история России. История большой страны с ее победами и переживаниями, с ее героическими свершениями. И с ее возмужанием тоже. А с другой стороны, история Волги напоминает жизнь человека, как он рос, его невзгоды, неудачи и даже забвение, и как он, подобно гадкому утенку, вырос, возмужал и превратился в красивую личность, на зависть всем вокруг.
На реке Волга к концу XIX - началу XX вв. создаются десятки акционерных обществ по судостроению и эксплуатации пароходов, а позже - теплоходов. Идут соревнования-гонки пароходов, случаются взрывы паровых котлов, что показано в фильме Н. Михалкова “Жестокий романс”.
Общий состав парового флота Волги увеличивается достаточно быстро, но в начале XX в. темпы роста уменьшаются. К 1912 г. количество паровых судов достигло 2303, средняя мощность увеличилась до 63 лошадиных сил. Количество непаровых судов уменьшилось до 7 тыс., но грузоподъемность возросла до 72 тыс. пудов, т.е. почти до 1200 т. Это свидетельствовало о развитии крупных предприятий, таких как Сормово. К 1917 г. начинается сокращение речного флота в бассейне Волги, прежде всего за счет паровых судов. Этому способствовала затягивающаяся война, а также многочисленные стачки и забастовки, особенно среди грузчиков. Они добились повышения зарплат до 100 и более рублей. Ходили слухи о том, что артели грузчиков покупали бочонки свежей и паюсной икры и ели ее столовыми ложками, как кашу.
В этот период снижается грузооборот по Волге, прежде всего за счет перевозок строительных материалов, леса, и что хуже всего - зерна и муки.
Что же и в каких объемах возили в бассейне реки Волга в XVIII - начале XX вв.? Из лесного Заволжья шел лес, особенно в южные лесостепные и степные районы. С низовьев – рыба и соль, позже - арбузы и дыни, помидоры. Зерно и мука шли с востока и юго-востока Поволжья через Самару, Саратов, камские города. Резко возрос вывоз хлеба на внешние рынки. С 1850 до 1890 гг. он увеличился с 5 до 20%. Лозунгом правительства стало: “Не доедим, а вывезем!” До 40% пшеницы вывозилось за рубеж. Немалая нагрузка на волжский хлебный конвейер легла к началу XX века. Благодаря экспорту сельскохозяйственных продуктов в Европу, хотя и в ущерб внутреннему потреблению, удалось накопить достаточный золотой запас - 1,1 млрд. рублей. В 1897 г. была проведена знаменитая денежная реформа С.В. Витте, когда рубль свободно обменивался на золото, а российская валюта стала одной из самых устойчивых в мире.
Огромный рыбный поток, особенно, “красной”, рыб осетровых пород, икры снабжал Россию и зарубежье. Только в низовьях Волги вылавливалось 629 267 800 штук рыбы, из них осетровых 655 700.
Главным средством для сохранения выловленной рыбы является соль, которой ежегодно расходовалось до 7 млн. пудов. Наряду с солением рыбы достаточно широко практиковалось сушение подсоленной рыбы на открытом воздухе. Знаменитая вобла “приплывала” в отдаленные городки и деревни. Главным пунктом отправления заготовленной рыбы был Царицын. Он в довоенной время начала XX в. ежегодно отправлял 12 082 тысячи пудов рыбы на сумму 25 млн. рублей.
На пути по реке Волга, естественно, возникали торговые центры - ярмарки. Пожалуй, самой известной в прошлом была Макарьевская ярмарка, а позже - Нижегородская. На Макарьевскую ярмарку А.С. Пушкин отправил Евгения Онегина:
“...Пред ним
Макаръев суетно хлопочет
Кипит обилием своим.
...Все суетится, лжет за двух
И всюду меркантильный дух”.
После страшного пожара Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород. А. Дюма, путешествовавший по реке Волге, оставил описание этой ярмарки: “С высоты мы увидели слияние Волги и ее притока Оки. Перед нашими глазами было все поле ярмарки, т.е. почти два лье квадратного куска земли, покрытого ларьками, среди них передвигалась многочисленная толпа: русских, татар, персов, китайцев, калмыков и других”.
Путь по реке Волга - это торговая дорога, но не дорога войны. Здесь разные народы веками жили по-соседски; православная церковь, мечеть, кирха и буддийский дацан красотой своей соперничали друг с другом.
Желаем Вам приятного путешествия!