Речные круизы на теплоходах

Волга - круизы на теплоходах: история


+7 495 967-94-34
+7 495 743-95-91

E-mail: edem@more-info.ru

Viber, WhatsApp
+7-926-910-18-41

Мы в соцсетях
ВКонтакте  Одноклассники  Facebook  Twitter  Telegram  Instagram

История речных круизов по Волге неразрывно связана с историей самой Волги. А история Волги - это история России. А как мы с Вами хорошо видели, историю любой страны, а особенно России, можно рассматривать по-разному. Кто-то описывает историю царей, самодержцев президентов и вождей, кто-то рассказывает о катастрофах, катаклизмах и бунтах, а кто-то смотрит вширь и вдаль. Но все согласятся, что история реки Волги - это маленькая история России. История большой страны с ее победами и переживаниями, с ее героическими свершениями. И с ее возмужанием тоже. А с другой стороны, история Волги напоминает жизнь человека, как он рос, его невзгоды, неудачи и даже забвение, и как он, подобно гадкому утенку, вырос, возмужал и превратился в красивую личность, на зависть всем вокруг.

Круизы на теплоходах Москва - Астрахань

Круизы на Валаам

Круизы в Санкт-Петербург из Москвы

Круизы по рекам Сибири

Круизы по реке Енисей, Сибирь

Круизы по Оке

Адреса речных вокзалов

Лучшие теплоходы России

Все круизные теплоходы на реках России

Безопасность речных круизов

Куда еще можно поехать?

История развития круиза по реке Волга в начале XX века

На реке Волга к концу XIX - началу XX вв. создаются десятки акционерных обществ по судостроению и эксплуатации пароходов, а позже - теплоходов. Идут соревнования-гонки пароходов, случаются взрывы паровых котлов, что показано в фильме Н. Михалкова “Жестокий романс”.

Общий состав парового флота Волги увеличивается достаточно быстро, но в начале XX в. темпы роста уменьшаются. К 1912 г. количество паровых судов достигло 2303, средняя мощность увеличилась до 63 лошадиных сил. Количество непаровых судов уменьшилось до 7 тыс., но грузоподъемность возросла до 72 тыс. пудов, т.е. почти до 1200 т. Это свидетельствовало о развитии крупных предприятий, таких как Сормово. К 1917 г. начинается сокращение речного флота в бассейне Волги, прежде всего за счет паровых судов. Этому способствовала затягивающаяся война, а также многочисленные стачки и забастовки, особенно среди грузчиков. Они добились повышения зарплат до 100 и более рублей. Ходили слухи о том, что артели грузчиков покупали бочонки свежей и паюсной икры и ели ее столовыми ложками, как кашу.

В этот период снижается грузооборот по Волге, прежде всего за счет перевозок строительных материалов, леса, и что хуже всего - зерна и муки.

Что же и в каких объемах возили в бассейне реки Волга в XVIII - начале XX вв.? Из лесного Заволжья шел лес, особенно в южные лесостепные и степные районы. С низовьев – рыба и соль, позже - арбузы и дыни, помидоры. Зерно и мука шли с востока и юго-востока Поволжья через Самару, Саратов, камские города. Резко возрос вывоз хлеба на внешние рынки. С 1850 до 1890 гг. он увеличился с 5 до 20%. Лозунгом правительства стало: “Не доедим, а вывезем!” До 40% пшеницы вывозилось за рубеж. Немалая нагрузка на волжский хлебный конвейер легла к началу XX века. Благодаря экспорту сельскохозяйственных продуктов в Европу, хотя и в ущерб внутреннему потреблению, удалось накопить достаточный золотой запас - 1,1 млрд. рублей. В 1897 г. была проведена знаменитая денежная реформа С.В. Витте, когда рубль свободно обменивался на золото, а российская валюта стала одной из самых устойчивых в мире.

Огромный рыбный поток, особенно, “красной”, рыб осетровых пород, икры снабжал Россию и зарубежье. Только в низовьях Волги вылавливалось 629 267 800 штук рыбы, из них осетровых 655 700.

Главным средством для сохранения выловленной рыбы является соль, которой ежегодно расходовалось до 7 млн. пудов. Наряду с солением рыбы достаточно широко практиковалось сушение подсоленной рыбы на открытом воздухе. Знаменитая вобла “приплывала” в отдаленные городки и деревни. Главным пунктом отправления заготовленной рыбы был Царицын. Он в довоенной время начала XX в. ежегодно отправлял 12 082 тысячи пудов рыбы на сумму 25 млн. рублей.

На пути по реке Волга, естественно, возникали торговые центры - ярмарки. Пожалуй, самой известной в прошлом была Макарьевская ярмарка, а позже - Нижегородская. На Макарьевскую ярмарку А.С. Пушкин отправил Евгения Онегина:

“...Пред ним
Макаръев суетно хлопочет
Кипит обилием своим.
...Все суетится, лжет за двух
И всюду меркантильный дух”.

После страшного пожара Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород. А. Дюма, путешествовавший по реке Волге, оставил описание этой ярмарки: “С высоты мы увидели слияние Волги и ее притока Оки. Перед нашими глазами было все поле ярмарки, т.е. почти два лье квадратного куска земли, покрытого ларьками, среди них передвигалась многочисленная толпа: русских, татар, персов, китайцев, калмыков и других”.

Путь по реке Волга - это торговая дорога, но не дорога войны. Здесь разные народы веками жили по-соседски; православная церковь, мечеть, кирха и буддийский дацан красотой своей соперничали друг с другом.

 

 

 Желаем Вам приятного путешествия!

Формы оплаты круиза на теплоходе (путевки или билета):