Речные круизы в Плес из Москвы с возвращением назад в Москву занимают не меньше 6 дней: теплоход не может бегом бежать, а река петляет и поэтому путь на теплоходе длиннее, чем на машине. Но за эти шесть дней, пока теплоход плывет в Плес, Вы пройдете через шлюзы на канале имени Москвы, выйдите в реку Волга и подплывете к другим городам Золотого Кольца России. Но Плес - чем-то особенный. Небольшой, бережно хранящий облик провинциального курортного города, Плес открывается перед Вами, лениво сползая по склону высокого холмистого берега к воде Волги, куда причаливает Ваш теплоход.
Много других знаменитых путешественников радушно принимал Плёс. В 1888 году сюда приехал И.И. Левитан. Предыдущая поездка на Волгу не оставила какого-либо заметного следа в творчестве художника. В этот раз художник приезжает в компании с друзьями - С.П. Кувшинниковой и А.С. Степановым. Внимание путешественников, поднимающихся на пароходе по Волге, привлекла маленькая ветхая церковка, которая неожиданно появилась из-за поворота. Она стояла на безлесном холме и была удивительно хороша в закатных лучах солнца. Захотелось остановиться и посетить церковь. Художник сделал зарисовки интерьера и несколько пейзажных этюдов с Петропавловской церковью. Позднее художник использовал эти этюды и впечатления; именно эта церковь изображена на картине “Над вечным покоем”.
При ближайшем знакомстве и сам городок очаровал художников: тихие, уютные улочки, величественные пейзажи Заволжья, открывающиеся с Соборной горы, лиричные пейзажи города и его живописных окрестностей, — все восхищало, будило творческое воображение. И.И. Левитан работал в Плёсе три летних сезона, здесь он был счастлив, прекрасно отдыхал и плодотворно работал. В плёсском приволье художник остро чувствовал “божественное нечто, что не поддается разуму, анализу, а постигается любовью”. Это помогло ему создать здесь такие шедевры, как “Вечер. Золотой плёс”, “Плёс после дождя”, “Осень. Мельница. Плёс”, “Тихая обитель”, “Березовая роща”, “Осень. Слободка” и многие-многие другие, всего около двухсот набросков, зарисовок, этюдов, и 23 полотна, по праву названные шедеврами русской пейзажной живописи.
А.С. Степанов и С.П. Кувшинникова также плодотворно работали в Плёсе. Степанов написал несколько замечательных пейзажей: “Пристань на Волге”, “Улочка в Плёсе”, большие картины: “Плёс”, “Стадо у Волги”. Две его жанровые зарисовки, оказавшиеся в частных коллекциях за рубежом, изображают И. Левитана во время его пребывания в Плёсе. Софья Петровна Кувшинникова, женщина неординарная, одаренная, тоже полюбила Плёс. Ею написаны живые увлекательные воспоминания о жизни художников в Плёсе, передающие атмосферу творчества, “вечные беседы и споры об искусстве”, интересные бытовые подробности. В Плёсском музее-заповеднике хранятся в числе других ее работы “Плёс” и “Плёс. Интерьер Петропавловской церкви”, написанные уже без Левитана в 1890-е годы. Софья Петровна считала себя ученицей Левитана: “Восемь лет, посвященных практическому изучению природы под руководством Левитана, — это выше всякой школы”. Картины И. И. Левитана, написанные в Плёсе, прославили маленький городок, “который и сам не подозревал о своей красоте”, как говорили современники. Плёс, открытый для художников Левитаном, становится для них неиссякаемым источником вдохновения, творческой лабораторией.
С 1889 года в течение почти 10 лет здесь работал Алексей Михайлович Корин. Им было создано множество интересных произведений: “Плёс”, “Переправа на Волге”, “Плёс. Красная мельница”, “Зимогор”, “Плёс. Невод”, “Плёс. Буксир” и многие другие. Написаны они непосредственно с натуры, герои его не вымышленные персонажи, это жители Плёса. Работы художника хранятся более чем в 30 музеях страны. Значительной коллекцией располагает Плёсский музей-заповедник.
В Плёсе работали М.Х. Аладжалов и Е.М. Хруслов. Картина Е. Хруслова “На Волге” была куплена П.М. Третьяковым. В Ярославском художественном музее хранится картина М. Аладжалова “В Плёсе Костромском. Утро”, написанная в 1912 году. В.Н. Бакшеев, Народный художник СССР, работавший в Плёсе в 90-е годы XIX века за картину “В заштатном городе Плёсе” получил премию на одной из московских выставок в 1891 году. А в 1936 году старейший русский пейзажист снова в Плёсе и пишет замечательные работы “Серый лень на Волге” и “Вечер на Волге”. В 1898 году С.А. Виноградов, приехавший на этюды с В.В. Переплетчиковым, с восторгом и упоением пишет плёсские пейзажи. “Как хороша природа, изумительно”, — делится он своими впечатлениями в письмах. Здесь он написал “На пароме”, “Дача на Волге” и другие.
В город вслед за художниками потянулись писатели, музыканты, и никто не оставался равнодушным к красотам тихого уютного городка. Писатель Е.Н. Чириков, очень популярный в начале XX века среди плёсской интеллигенции, пишет в Плёсе повесть “Сон сладостный” и непременно посылает книги для библиотеки “Общества самообразования”. Здесь работает писатель В. Найденов, пишет пьесу “Дети Ванюшина”. В спектакле по этой пьесе, поставленной плёсским летним театром, сыграл В.Л. Ершов, впоследствии знаменитый Народный артист.
Речные круизы в Плес из Москвы с возвращением назад в Москву занимают не меньше 6 дней: теплоход не может бегом бежать, а река петляет и поэтому путь на теплоходе длиннее, чем на машине. Но за эти шесть дней, пока теплоход плывет в Плес, Вы пройдете через шлюзы на канале имени Москвы, выйдите в реку Волга и подплывете к другим городам Золотого Кольца России. Но Плес - чем-то особенный. Небольшой, бережно хранящий облик провинциального курортного города, Плес открывается перед Вами, лениво сползая по склону высокого холмистого берега к воде Волги, куда причаливает Ваш теплоход.
Желаем Вам приятного путешествия!