Речные круизы в Плес из Москвы с возвращением назад в Москву занимают не меньше 6 дней: теплоход не может бегом бежать, а река петляет и поэтому путь на теплоходе длиннее, чем на машине. Но за эти шесть дней, пока теплоход плывет в Плес, Вы пройдете через шлюзы на канале имени Москвы, выйдите в реку Волга и подплывете к другим городам Золотого Кольца России. Но Плес - чем-то особенный. Небольшой, бережно хранящий облик провинциального курортного города, Плес открывается перед Вами, лениво сползая по склону высокого холмистого берега к воде Волги, куда причаливает Ваш теплоход.
В эпоху Петра I Россияа была разделена на 8 губерний, губернии делились на провинции, те в свою очередь на уезды. Плёс, который в наше время можно посетить, отправившись в речной круиз на теплоходе, был отнесен к Московской губернии. В это время большое значение придается образованию, и не только дворянских детей, открываются цифирные школы, епархиальные — для духовенства, гарнизонные — для солдатских детей. Дошедшие до нас документы говорят о том, что грамоте обучались и крестьяне.
В царствование Екатерины II уже в 1775 году страна была разделена на 50 губерний, а губернии на уезды. Плёс был отнесен к Костромской губернии и в 1778 году получил статус уездного города. У него появился свой герб: в верхней части на голубом фоне изображение галеры с опущенными лестницами и тремя фонарями, в нижней части — на серебряном поле изображение речного плёса. В Плёсе были учреждены магистрат и уездное присутствие. Глава уездного города — городничий, обладал исполнительной полицейской властью. Уездным городом Плёс пробыл до 1798 года, затем был наименован “заштатный город Плёс”.
Петровские преобразования дали мощный толчок развитию промышленности и Плёс на протяжении XVIII—XIX веков развивался очень активно. В середине XIX века в городе числится 395 купцов; по Костромской губернии лишь Кострома и Галич немного превышают его. Зобный торговый волжский путь, высокая плотность населения, развитие ремесел и промыслов — все это подтолкнуло развитие текстильной и перерабатывающей промышленности. Продолжается скупка полотна, произведенного крестьянами и ремесленниками в домашних условиях. Но в конце XVIII века появляются и крупные полотняные заведения: полотняное заведение И.Я. Ермолина (1789 г.), полотняная мануфактура купца Шишмолина (1795 г.), полотняное заведение купцов Зубаревых (1801 г.). На “Плане бывому городу Плёсу” (1798 г.) указаны полотняные заведения весьма крупного характера в западной части города, принадлежавшие Василию Васильевичу Частухину. Производство ограничивалось изготовлением фламского полотна и равендуков, но это уже более широкие, плотные и тонкие полотна, нежели домашняя холстина. Плёсские промышленники выполняли, главным образом, заказы военного ведомства; фламское полотно шло на обмундирование армии, а равендуки — на паруса для флота.
Возможно, именно этому периоду в развитии России мы обязаны тем, что в наши дни можем с такой легкостью отправиться в речной круиз на теплоходе по Золотому Кольцу России.
Желаем Вам приятного путешествия!