Речные круизы на теплоходах

Речные круизы в Плес: история


+7 495 967-94-34
+7 495 743-95-91

E-mail: edem@more-info.ru

Viber, WhatsApp
+7-926-910-18-41

Мы в соцсетях
ВКонтакте  Одноклассники  Facebook  Twitter  Telegram  Instagram

Речные круизы в Плес из Москвы с возвращением назад в Москву занимают не меньше 6 дней: теплоход не может бегом бежать, а река петляет и поэтому путь на теплоходе длиннее, чем на машине. Но за эти шесть дней, пока теплоход плывет в Плес, Вы пройдете через шлюзы на канале имени Москвы, выйдите в реку Волга и подплывете к другим городам Золотого Кольца России. Но Плес - чем-то особенный. Небольшой, бережно хранящий облик провинциального курортного города, Плес открывается перед Вами, лениво сползая по склону высокого холмистого берега к воде Волги, куда причаливает Ваш теплоход.

Круизы на теплоходах Москва - Астрахань

Круизы на Валаам

Круизы в Санкт-Петербург из Москвы

Круизы по рекам Сибири

Круизы по реке Енисей, Сибирь

Круизы по Оке

Адреса речных вокзалов

Лучшие теплоходы России

Безопасность речных круизов

Куда еще можно поехать?

Плеса в XX веке.

В первое десятилетие XX века город активно готовится к своему 500-летию и 300-летию дома Романовых (Костромскую землю по праву называют колыбелью царствующего дома). В Плёсе готовились к торжественной встрече царствующих особ, но царь с семейством в Плёсе не останавливался. Были проведены большие работы по благоустройству города: построен каменный мост через Шохонку взамен деревянного, устроен водопровод и водоразборная колонка, заново вымощена площадь, отремонтированы булыжные спуски, водружен большой колокол на колокольню Троицкого храма. К юбилею города был торжественно открыт памятник Великому князю московскому Василию Дмитриевичу. И снова работы были оплачены Г.К. Горбуновым. Подновили свои дома и магазины купцы. В это время городским головой был П.Н. Смирнов, а строительные работы вел Иван Васильевич Королев, за заслуги перед городом удостоенный звания “Почетный гражданин”.

Новый век ознаменовался и большим несчастьем: сгорела древняя деревянная Петропавловская церковь, так полюбившаяся И. Левитану. Впереди были и другие несчастья и потрясения, круто изменившие судьбы многих коренных жителей города: I Империалистическая война, “германская”, как называют ее в разговоре, Октябрь 1917 года.

В 1915 году в Плёсе размещается лазарет. Жители и дачники считают долгом своим — помощь раненным на фронтах: проводятся сборы пожертвований, благотворительные спектакли, молебны за здравие русского воинства. Организуется праздник “Синего цветка”. Девушки и дамы — члены благотворительных обществ, во время гуляния на Соборной горе проводят сбор пожертвований в пользу раненых, раздавая трогательные букетики синих цветов.

В ближайшее время Россию ожидают большие потрясения, “неслыханные перемены, невиданные мятежи”, и люди не могут не чувствовать этого. В частных письмах нередки мрачные настроения: “Воскресенское общество наше разрушено. Кругом мрачное молчание и черное карканье “русских союзников”, а в душе темно, скверно и много нехорошего”, — так определил настроение людей врач Ф.П.Чекалов.

Наступил октябрь 1917 года. Пришла новая власть. Повсюду избираются Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, но Плёс — город купеческий и мещанский, избранный орган новой власти назван Плёсский Совет городского хозяйства, произошло это 16 марта 1918 года. Первым председателем Совета избирается Василий Иванович Кузнецов, уважаемый в городе человек, из купцов. Председателем исполкома избирается Петр Владимирович Сериков. Этот молодой человек был гласным предреволюционной городской думы. Избранным волей-неволей приходится исполнять решения верховной власти, с одной стороны, и испытывать недовольство выбравших их граждан — с другой. Одним из первых решений новой власти стало: “Бюст князя снять”.

Город и жителей ждут радикальные перемены. В июле 1918 года обсуждается готовящийся переход Плёса в Середской уезд Иваново- Вознесенской губернии. Горожане не хотят разрушать привычные, установившиеся связи и пытаются сопротивляться административному переустройству, пишут прошения, посылают делегатов, но безуспешно. В августе1918 года образуется Иваново-Вознесенская губерния, и статус Плёса теперь таков: город Плёс Ногинской волости Середского уезда Иваново-Вознесенской губернии. Население Плёса в это время 1800 человек. 5 декабря 1918 года снова проводятся выборы. Теперь Совет получает название Совет народного хозяйства. Председателем исполкома нового Совета становится Александр Васильевич Соболев, он военный моряк, но из рода местных купцов.

В Плёсе начинает работать ЧК. Это грозное учреждение помещалось в доме Иванова, ныне здесь аптека. В городе зазимовал артиллерийский дивизион Волжской флотилии, комиссаром на миноносце “Сторожевой” был B.C.Геч, он и стал уполномоченным ГубЧК по Плёсу, а затем возглавлял плёсский отдел политпросвета. Матросы зазимовавшей флотилии бесчинствовали и не подчинялись местной власти. Священник Петропавловской церкви Павел Молчанов жалуется в исполком на незаконный обыск в церкви, матросы вели себя крайне разнузданно: “...иконы и книги повалили на пол, святость разбросали”, что искали, объяснить не захотели. Плёсская ЧК существовала недолго, в 1919 году ЧК остались лишь в губернских городах.

В обиходе появились слова “лишенцы”, “лишние люди”, “бывшие”. В 1918 году 137 граждан города были лишены избирательных прав, в том числе наиболее яркие личности из дворян и купцов, как Шулепниковы, Бакакины, Аверины, Иванчиковы, Смирновы, Грошевы, Ямановские и многие-многие другие.

Крупного производства в XX столетии в Плёсе не было. После революции были закрыты небольшие полукустарные производства. Белильноткацкая фабрика Ф.И. Бакакина простаивала, но в мае 1925 года была пущена под названием “Красный маяк”, на фабрике работает 157 человек. Просуществовала она недолго, производство нерентабельно, модернизировать его не стали.

Кустари-ремесленники объединялись в артели, товарищества. Уже в 1918 году появляется сапожная и портновская артели, артель возчиков, картузо-шапочная артель, кустарно-ткацкая, несколько позднее возникает артель “Труд” по выработке гравия и земледельческое товарищество. Нужные помещения и оборудование приобретаются обычным в те времена способом: выделяются помещения бывших торговцев, конфискуется их имущество.

В первые послереволюционные годы учреждениями культуры ведает внешкольный подотдел отдела народного образования во главе с Сергеем Александровичем Щулепниковым. Он дворянин, добрый знакомый Ф.И. Шаляпина, человек с юридическим образованием, знает языки, пользуется большим авторитетом среди населения всех сословий, он прекрасный организатор. Многие из “бывших” активно включились в строительство новой жизни, охотно делились своими знаниями. Щулепников работает не только как активный организатор внешкольной работы, но и сам читает популярные лекции по искусству, подбирает театральный репертуар, выступает как режиссер и актер в театральных постановках, о проводимых спектаклях пишет регулярно в газету “Рабочий край”. В это время удалось не только удержать, но и активизировать деятельность театра, открытого в 1912 году. В 1919 году в Плёсе организуется Школа драматического искусства.

В 20-е годы большой любовью плёсян пользовался и городской хор. Хором в 50 человек руководил ветеринарный врач Н.А. Миловидов.

В Плёс летом 1921 года как представитель Главмузея приезжает А.Ф.Мантель. Александр Фердинандович Мантель учился в Петербургской Академии художеств. Самый яркий и плодотворный период его жизни связан с Казанью (1905-1920гг.), творческие интересы — с художественным объединением “Мир искусства”. Интересен круг его творческих связей: Н. Рерих, Б. Кустодиев, А. Бенуа, И. Билибин, К. Петров-Водкин, Д. Митрохин, Г.Лукомский и др. В Третьяковской галерее хранится портрет А.Мантеля, созданный Петровым-Водкиным в 1911 году.

А.Мантель, приехав в Плёс, получает о Плёсского горисполкома мандат на право “собирания, приобретения и конфискации историко-художественных ценностей”. С большим трудом и множеством препятствий 25 марта 1922 года в Плёсе его стараниями был открыт первый музей. Назывался он Научно-художественный музей имени И. Левитана Музей располагался в бывшем доме купца Иванова “Открывшийся музей не богат, но зато виден определенный вкус и ценный подбор материала: гравюры лучших русских художников (отдельно представлены Левитан, Врубель, Ге); интересен отдел старины... Музей начал выставочную деятельность, в декабре того же года была открыта художественная выставка. Главное содержание выставки — работы художников объединения “Мир искусства”. Сам Мантель дал ряд интересных по исполнению картин, ряд exlibris'oв, плакатов агитационного характера (поп, похороны старого режима и т.д.). Далее идет целая стена шаржей на местных деятелей, из которых некоторые надо признать особо удачными. Среди произведений других художников назовем работы Кустодиева, Гауша, Петрова-Водкина, Лансере, Бенуа, Митрохина и др.”. Однако музей просуществовал недолго: власть и общественность не поддержали энтузиаста. В 1924 году А. Мантель вынужден был покинуть город.

Одним из важнейших событий в Плёсе стала организация в 1919 году Народного сельскохозяйственного техникума. За 80 лет (1921— 2001 гг.) техникум подготовил 8245 специалистов. Преподаватели специальных дисциплин вели серьезную исследовательскую работу. Особенно значительными были работы Николая Константиновича Закроева. Ученый агроном, закончивший Петербургскую сельскохозяйственную академию обобщил свои опыты с сельскохозяйственными культурами в работе “Опытное поле Плёсского сельскохозяйственого техникума. Результаты опытов за шесть лет”. Преподаватели сельхозтехникума организовали краеведческое общество, в котором старались привлечь к изучению родного края студенческую молодежь и школьников. В 1929 году преподавателей техникума обвинили в аполитичности, распространении “кондратьевщины”, некоторые из них подверглись репрессиям; было распущено и краеведческое общество.

Несмотря на перемены истинные патриоты города стараются не порывать с ним связи. Сын последнего городского головы Николай Павлович Смирнов, работающий в это время в губернской Иваново-Вознесенской газете “Рабочий край”, поддерживает культурные начинания в Плёсе с помощью прессы. Николай Павлович — писатель, литературный критик, журналист, родившийся в Плёсе в 1898 г. Он сам пишет: “Октябрьскую революцию встретил восторженно”, вступил в партию большевиков и с увлечением начал работать в губернской газете. В 1922 году переехал в Москву на работу в газету “Известия”, стал печатать критические статьи в журнале “Красная новь”, редактируемом А.К.Воронским, которого считал своим литературным учителем всю жизнь. В 1934 году стал литературным секретарем журнала “Новый мир”, сближается с писателями группы “Перевал”. Большинство из этих писателей в 30-е годы были репрессированы. Эта горькая чаша не миновала и Н.П. Смирнова. Четыре года он вынужден был провести в лагерях в тайге возле Красноярска, затем на Печоре и в Воркуте. После освобождения жил в Александрове и только в 1941 году вернулся в Москву с намерением отдаться литературному творчеству. Но грянула война, с августа 1941 года Николай Павлович призван в армию. После мобилизации занимался рецензированием, редактированием, регулярно отдавал свои рассказы в альманах “Охотничьи просторы”. Первая большая книга писателя “Изумруд севера” вышла в 1929 году, в ней писатель рисует родные места, любимую Волгу. Лучшим из написанного сам считает повесть “Золотой Плёс” (1969 г.) о пребывании И. Левитана в Плёсе. Недаром писателя называют певцом золотого Плёса.

В 1945-1970-х годах в Париже издавалась газета “Русские новости”, газета русских эмигрантов. Самым известным автором, писавшим из СССР, стал Н.П. Смирнов. За девять лет сотрудничества (1961 — 1970 гг.) он опубликовал более 130 материалов. Он писал о культурной жизни Москвы, очерки-путешествия по Волге и Оке, о памятниках Ленинграда, о классиках русской литературы. В “Русских новостях” он пишет мемуары и литературоведческие статьи о творчестве И.А. Бунина.

Писатель печатает и то, что в те времена невозможно было опубликовать в советской прессе: рецензии на эмигрантские издания, разбор романа Набокова “Лолита”. Николаю Павловичу как первому рецензенту отдает свой роман “Доктор Живаго” Б. Пастернак, получает положительную оценку и дружескую поддержку.

Скончался Николай Павлович в 1978 году. К 100-летию со дня рождения по инициативе Плёсского музея-заповедника была издана книга о писателе “Певец золотого Плёса. Николай Павлович Смирнов (1898—1978)”, содержащая научные статьи, материалы и публикации на основе последних исследований творчества писателя. Стихи разных лет изданы в сборнике “Поклон Плёсу” (2003 г.).

Плёсские энтузиасты в первые послереволюционные годы свято верили, что теперь не только в столицах возможна полная, многогранная культурная жизнь. А такой город, как Плёс, с его богатым природно-эстетическим потенциалом — лучшее для такой жизни место. 1 июня 1919 года Плёс посетил нарком просвещения А.В. Луначарский, оценил живописную природу города, его здоровый климат и поддержал идею превращения города в детский курорт. Было даже издано постановление Иваново-Вознесенского губисполкома, по которому предполагалось выселить жителей, оставив только обслуживающий персонал. Решение перепугало жителей, но видимого протеста не последовало. Власти все же поняли, что имеющиеся на набережной небольшие купеческие особняки для размещения детей крайне неудобны, и в городе разместился небольшой детский дом и дом ребенка для младенцев.

С 1922 г. начал работать Дом отдыха текстильщиков, для чего был выделен участок земли и несколько домов, в том числе дом бывшего городского головы П.Н. Смирнова, дачные дома Павлова, Ямановского. Это редкий из сохранившихся санаторно-курортных комплексов с использованием традиций классицизма и модерна, стиль, характерный для предреволюционного дачного строительства и курортной архитектуры первых лет советской власти. Сохранились три деревянных двухэтажных корпуса с верандами и шатровыми башенками. После войны Дом отдыха “Плёс” из сезонного стал круглогодичным и мог принять одновременно до 600 человек.

Дом отдыха “Плёс” функционировал до перестроечного времени.

В 1927 году живописнейшее место в районе Ключей, сосновый бор и усадьбу Фомичевых занял противотуберкулезный санаторий “Плёс”. Санаторий площадью около 50 га был выстроен и оборудован по образцу лучших крымских санаториев. Он был оснащен первоклассным медицинским диагностическим и лечебным оборудованием. Город Плёс стал городом -здравницей.

Революционный энтузиазм к концу 1920-х годов угас, оживившаяся было в годы нэпа торговля была свернута. Начались “сталинские пятилетки”. Архивные документы создают впечатление о конце 20—30-х годов XX столетия как самых унылых в истории города.

На противоположной стороне Волги напротив Плёса в середине 30-х годов обосновывается одна из колоний “Волголаг” НКВД; заключенные занимаются разработкой песчаного карьера. В здании закрытой фабрики “Красный маяк” в предвоенное время и в войну размещается ИТК-4 (исправительно-трудовая колония для женщин).

В 30-е годы предпринимаются попытки возродить в Плёсе ювелирное дело. Делают кольца из металла в артели инвалидов “Прогресс”, наряду с плетением корзин, витьем веревок, изготовлением матрацев. В 1937 году организуется артель “Путь Октября”. Одно из направлений работы артели — ювелирное дело, но кроме этого артель осуществляет некоторые виды бытового обслуживания. В первый год войны артель была распущена. Ювелирное производство после войны возобновилось уже как филиал приволжской артели “Красная Пресня”. В настоящее время небольшой ювелирный цех, работающий с драгоценными металлами, входит в крупнейшее в стране предприятие “Алмаз-холдинг”; при предприятии имеется фирменный магазин.

Связь города с остальным миром долгое время происходила, в основном, речным путем. За сезон через Плёсскую пристань проходило около 40 тысяч человек, перевозилось грузов грузо-пассажирскими перевозками до 2600 тонн, а малой скоростью на баржах более 150 тысяч тонн. Грузы и пассажиров через Волгу перевозил паром, с дореволюционных времен работали два пароходика “Чиж” и “Воробей”. “Воробей” продержался до 60-х годов и был очень любим плёсскими жителями.

К началу 30-х годов в городе с населением около 2 тысяч человек более 200 лишенных избирательных прав. Многие из них вынуждены были уехать из Плёса, другие были арестованы. Все культурные начинания двадцатых годов или угасли, или задушены властью. Проведены кардинальные мероприятия партии по внедрению в Плёс “пролетарского элемента”. За годы советской власти с марта 1918 года по август 1941 года в Плёсе у власти в качестве председателей горисполкома побывало 28 человек. И после 1924 года председателей горисполкома внедряли в Плёс решениями Середского райкома ВКП(б) при поддержке местных парторганизации. Люди совершенно не знали специфики города, не умели организовать работу. Выдвиженцев затем безжалостно смещали не только за упущения в работе, но более всего за “отсутствие классового чутья”.

Удивительно верно противоречия этого времени подметил известный русский поэт Дмитрий Николаевич Семеновский, приезжавший в Плёс в 1929 году. Писатель (автор более 30 поэтических и прозаических книг) не мог не заметить глубинного противостояния тихого Плёса новому бурному и неясному миру. Город полон отдыхающих, шумных, веселых юных пионеров, а рядом запись: “Народ здесь бедный, рубль дорог. Бабы и девки идут на базар босые, только войдя в Плёс, обуваются”. Наблюдая за слепцом, просящим милостыню на базаре, замечает: “Вот она конечная, убогая Русь. Не умерла она, живет бок о бок с лозунгами о строительстве социализма и соревновании масс”.

Тихий уютный Плёс, Волга, живописные окрестности по-прежнему влекли к себе людей творческих. В 1933 году открылся Дом творчества Всероссийского театрального общества. Это был небольшой дом отдыха, человек на 50, занимал особнячок купца Петрова и одноэтажные домики на территории бывшей полотняной мануфактуры Частухина.

Дом отдыха был заполнен круглогодично. Здесь побывали многие знаменитости, составившие славу театрального искусства страны: В. Васильева, К. Шульженко, О. Янковский, О. Ефремов, И. Смоктуновский, Н. Сличенко и многие другие. Жители города могли слышать игру Якова Флиера, Давида Ойстраха, Святослава Кнушевицкого. Здесь писали свои пейзажи Г. Савицкий и Н. Соколов из знаменитой тройки Кукрыниксов. В окрестностях Плёса на Волге создал свои великолепные лирические пейзажи Николай Ромадин. А Яков Ромас сделал колоритные портреты-зарисовки местных жителей, волжские этюды для знаменитой картины “На плоту”. В годы перестройки любимый творческой интеллигенцией дом отдыха утратил свою популярность, стал пансионатом с лечением, и состав отдыхающих уже иной.

В годы войны из Плёса, в котором перед войной жило около 2000 человек, ушло на фронт большинство мужчин. В “Книгу памяти” Ивановской области занесено 223 плёсских жителя, не вернувшихся с фронта; 88 человек пропали без вести. Двое его жителей стали Героями Советского Союза, летчик Михаил Дмитриевич Корнилов и командир воздушно-десантного батальона Олег Иольевич Кокушкин. В Плёсе именем М.Д. Корнилова названа улица.

Плёс — тыловой город. Главной работой для него стал прием раненых и эвакуированных. В войну население города увеличилось вдвое. Плёс принял 2000 эвакуированных, 4 детских интерната. Было организовано два госпиталя, разместившихся в санатории “Плёс”, в домах отдыха в Плёсе и в Порошине. Уже 2 августа 1941 года в Плёс прибыл первый санитарный пароход, доставивший раненых с Украинского фронта. Быстро были развернуты операционные, перевязочные. Госпиталь единовременно принимал и лечил до 1500 раненых бойцов. Забота о повседневном уходе за ранеными легла на плечи плёсских женщин. Тыловая жизнь маленького городка — тоже подвиг, неоценимый вклад в общее дело Победы.

Закончилась война, расформированы госпитали, разъехались эвакуированные, возобновилась работа домов отдыха. С 1947 года по постановлению Совет Министров РСФСР город получил статус курорта.

В 1950-е годы начинается строительство волжских гидроэлектростанций, вызвавшее подъем Волги на 8 метров; изменилась набережная, она выровнялась, поднялась. Пришлось насыпать большое количество грунта, устроить насосные станции, дренажи для защиты от подтопления нижних этажей зданий.

В 1967 году в Плёсе появилась турбаза, расположенная в нагорной части по соседству со знаменитой березовой рощей, воспетой И. Левитаном.

1960 год для Плёса — юбилейный: 550-летие основания города, к Плёсу привлечено внимание творческой интеллигенции в связи со 100-летием со дня рождения И.И. Левитана. Поэтому же восстанавливается памятник основателю города Василию Дмитриевичу. Из здания Воскресенской церкви выводится столярная мастерская и там размещается картинная галерея на общественных началах. Союз художников РСФСР подарил Плёсу 200 картин русских и советских художников. С 1968 года Плёсская картинная галерея — филиал Ивановского областного художественного музея и принимает за летний сезон уже тысячи посетителей.

Плес: круизы на теплоходах.

 

 

 

 Желаем Вам приятного путешествия!

Формы оплаты круиза на теплоходе (путевки или билета):