На Севере России есть три замечательных места, три "Жемчужины Севера", - это Соловецкие острова (Соловки), остров Валаам и остров Кижи. О них слышали почти все, а вот увидеть, да еще все три, доводилось очень немногим. И если на Соловецких островах и на острове Валаам мы посещаем, помимо всего прочего, еще и действующие монастыри - хранители веры, стойко стоящие и в холод, и в ветер, - то на острове Кижи наш ждет "деревянный мир Севера" и неописуемой красоты большой храм, весь из дерева. И закрадывается вопрос: а как этот огромный, но будто невесомый, словно спустившийся с неба, резной деревянный храм появился в столь суровом месте, где и лето-то всего - ничего. Да, много загадок Севера Вам предстоит увидеть своими глазами...
Маршрут речных круизов с посещением и Соловецких остров (Соловков), и Валаама, и Кижей - не прост. Невозможно сесть на теплоход в Москве и в Москву же вернуться. Тогда не побываете на Валааме. А нужно обязательно заехать в Санкт-Петербург. И до Соловецких остров доходит очень мало какие теплоходы доходят: Беломоро-Балтийский канал очень узкий и просто не пролезают.
проживание в каютах соответствующей категории, питание, постельные принадлежности, экскурсионное обслуживание (в том числе, проезд между Никоновской и Монастырской бухтами на теплоходе типа "ОМ" на Валааме), развлекательная программа и путевая информация на борту теплохода.
проезд до места посадки на теплоход и от места высадки, напитки и закуски в барах, телефонные переговоры и прочие дополнительные услуги.
Завтрак - шведский стол, обед, ужин - заказное (выбор из нескольких блюд).
Первая услуга по питанию - завтрак, если теплоход отправляется в круиз до 11:00 утра, обед - при отправлении в круиз с 12:00 до 14:30, ужин - при отправлении с 15:00 до 21:30. Если теплоход отправляется в круиз позднее 21:30 - вечерний чай.
В день прибытия теплохода последняя услуга по питанию - завтрак, всегда, обед - при прибытии с 12:00 до 14:30, ужин - при прибытии позднее 18:00.
Цены и время отправления / прибытия теплохода могут измениться: уточняйте при бронировании.
В Москву прибытие и отправление только СРВ – Северный речной вокзал г.Москвы (метро станция "Речной вокзал")
Каюты категории Люкс 2-комнатные (спальня и гостиная) 2-местные каюты на шлюпочной палубе. Каюты большой площади, повышенной комфортности. В Спальне: 2-спальная кровать. В Гостиной: В каюте: зеркало, письменный стол, холодильник, телевизор с приемом спутниковых каналов, фен, 2 розетки 220 V, санузел (умывальник с горячей и холодной водой, душ, туалет). Обслуживание: плед для каждого туриста, банные халаты, тапочки, бритвенный набор, набор посуды и столовых приборов, чайник, питьевая вода, сейф, мини-бар (за дополнительную плату), капсульная кофемашина (первая чашка - бесплатно). Максимальное количество мест: 2 основных (кровать) + 1 дополнительное (раскладушка с ламелями и матрацем). Размещение 3-го туриста за дополнительную плату. Всего на теплоходе 2 каюты: № А и Б. |
|
Каюты категории Полулюкс 1-комнатные 2-местные каюты. Каюты увеличенной площади, повышенной комфортности. В каюте: 2-спальная кровать, стол, холодильник, телевизор с приемом спутниковых каналов, фен, розетка 220 V, санузел (умывальник с горячей и холодной водой, душ, туалет). Обслуживание: плед для каждого туриста, банные халаты, тапочки, бритвенный набор, набор посуды и столовых приборов, питьевая вода, сейф, мини-бар (за дополнительную плату), капсульная кофемашина (первая чашка - бесплатно). Максимальное количество мест: 2 основных (кровать). Всего на теплоходе 4 каюты: № 407 на Шлюпочной палубе, № 315, 336, 341 на Средней палубе. |
|
Каюты категории А1 1-местные каюты со всеми удобствами. В каюте: 1-спальная кровать, стол, холодильник, телевизор с приемом спутниковых каналов, фен, розетка 220 V, санузел (умывальник с горячей и холодной водой, душ, туалет). Обслуживание: плед для туриста. Максимальное количество мест: 1. Всего на теплоходе 2 каюты: № 409 на Шлюпочной палубе, № 301 на Средней палубе. |
|
Каюты категории А2+(I) 2-местные каюты увеличенной площади со всеми удобствами. Каюты расположены на Шлюпочной и в центральной части Средней палубы. В каюте: 2 односпальная кровати, стол, холодильник, телевизор с приемом спутниковых каналов, фен, розетка 220 V, санузел (умывальник с горячей и холодной водой, душ, туалет). Оба спальные места расположены внизу - каюта 1-ярусная. Обслуживание: плед для туриста. Максимальное количество мест: 2. Всего на теплоходе 18 кают: 6 кают на Шлюпочной палубе: № 401-40: 12 кают в центральной части Средней палубы: № 320-331. |
|
Каюты категории А2+(II) 2-местные каюты увеличенной площади со всеми удобствами. Каюты расположены на Главной палубе. В каюте: 2 односпальная кровати, стол, холодильник, телевизор с приемом спутниковых каналов, фен, розетка 220 V, санузел (умывальник с горячей и холодной водой, душ, туалет). Оба спальные места расположены внизу - каюта 1-ярусная. Обслуживание: плед для туриста. Максимальное количество мест: 2. В каютах № 209-212 возможно размещения 3-го туриста за дополнительную плату. Дополнительное место - раскладушка. Всего на теплоходе 12 кают: № 201-212. |
|
Каюты категории А2 2-местные каюты со всеми удобствами. Каюты расположены в носовой части Средней палубы. В каюте: 2 односпальная кровати, стол, холодильник, телевизор с приемом спутниковых каналов, фен, розетка 220 V, санузел (умывальник с горячей и холодной водой, душ, туалет). Оба спальные места расположены внизу - каюта 1-ярусная. Обслуживание: плед для туриста. Максимальное количество мест: 2. Всего на теплоходе 6 кают: № 332-339. |
|
Каюты категории А3 3-местные каюты увеличенной площади со всеми удобствами. Каюты расположены в кормовой части Средней палубы. В каюте: 3 односпальная кровати, стол, холодильник, телевизор с приемом спутниковых каналов, фен, розетка 220 V, санузел (умывальник с горячей и холодной водой, душ, туалет). Все 3 спальные места расположены внизу - каюта 1-ярусная. Обслуживание: плед для туриста. Максимальное количество мест: 3 + 1 дополнительное (раскладушка). Размещение 4-го туриста за дополнительную плату. Всего на теплоходе 2 каюты: № 310-316. |
|
Каюты категории А2к 2-местные каюты со всеми удобствами. Каюты расположены в кормовой части Средней палубы. В каюте: 2 односпальная кровати, стол, холодильник, телевизор с приемом спутниковых каналов, фен, розетка 220 V, санузел (умывальник с горячей и холодной водой, душ, туалет). Оба спальные места расположены внизу - каюта 1-ярусная. Обслуживание: плед для туриста. Максимальное количество мест: 2. Всего на теплоходе 11 кают: № 303-309, 311-314. |
|
Каюты категории А2н 2-местное размещение в 3-местной каюте каюте на нижней палубе категории А3н. |
|
Каюты категории А3н 3-местные 2-ярусные каюты увеличенной площади со всеми удобствами. Каюты расположены Нижней палубе. В каюте: 2 нижних и 1 верхнее спальное место, стол, холодильник, телевизор с приемом спутниковых каналов, фен, розетка 220 V, санузел (умывальник с горячей и холодной водой, душ, туалет). Оба спальные места расположены внизу - каюта 1-ярусная. Обслуживание: плед для туриста. Максимальное количество мест: 3. Всего на теплоходе 10 кают: № 105-114. |
Теплоход "Русь Великая" имеет класс "река-море". В отличие от других теплоходов он доходит по Белому морю до Соловецких островов и до Архангельска. Также среди его круизов есть круизы из Москвы в Ростов-на-Дону.
Все каюты теплохода оборудованы санузлом, холодильником, телевизором и кондиционером. Окна в каютах на Главной и Нижней палубе не открываются.
Теплоход экономичного уровня обслуживания.
Экскурсии в стоимость круиза не входят и приобретаются за дополнительную плату на борту теплохода.
Даты круиза | Дней | Маршрут круиза | 2-мест. (нижняя палуба) 2 кровати | 3-мест. (главная палуба) 3 кровати, иллюми наторы | *2-мест. (шлюпоч. палуба) 2 кровати | 2-мест. Стандарт (главная палуба) 2 кровати, окно | 2-мест. (главная палуба) (72, 73) | 2-местная улучшенная (каюта 77) | 2-мест. (средняя палуба) стандарт | 2-мест. (средняя палуба) стандарт с двуспальной кроватью (53) | 2-мест. (шлюпоч. палуба) 2 кровати | 1-мест. (средняя палуба) | 2-местная Стандарт улучшенная (Каюты 79, 80, 82, 83, 85) | 1-местная+ (средняя палуба) | 1-мест.+ (шлюпоч. палуба) | 1-мест. Полулюкс | Полулюкс | Люкс |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
18 июл 2023 (вт) 20:00 30 июл 2023 (вс) 08:00 | 13 | Санкт-Петербург - Старая Ладога (Староладожская крепость) - Кижи - Соловецкий Архипелаг (3 дня о. Анзер, о. Кузова, Б. Заяцкий) - Архангельск (2 дня Северодвинск, Малые Корелы) - Беломорск (Беломорские петроглифы) - Сосновец - Повенец (Медвежьегорск) - Свирьстрой - Лодейное Поле - Валаам - о. Коневец (Рождество-Богородничный мужской монастырь) - Санкт-Петербург | 116000 | 109100 | 138500 | 128200 | 103900 | 121300 | 138500 | 138500 | 148900 | 206200 | 135000 | 228500 | 207700 | 263100 | 173100 | 188700 |
Даты круиза | Дней | Маршрут круиза | 2-мест. (нижняя палуба) 2 кровати | 3-мест. (главная палуба) 3 кровати, иллюми наторы | *2-мест. (шлюпоч. палуба) 2 кровати | 2-мест. Стандарт (главная палуба) 2 кровати, окно | 2-мест. (главная палуба) (72, 73) | 2-местная улучшенная (каюта 77) | 2-мест. (средняя палуба) стандарт | 2-мест. (средняя палуба) стандарт с двуспальной кроватью (53) | 2-мест. (шлюпоч. палуба) 2 кровати | 1-мест. (средняя палуба) | 2-местная Стандарт улучшенная (Каюты 79, 80, 82, 83, 85) | 1-местная+ (средняя палуба) | 1-мест.+ (шлюпоч. палуба) | 1-мест. Полулюкс | Полулюкс | Люкс |
Все цены указаны на 1 человека за круиз в рублях.
проживание в каютах соответствующей категории, 3-разовое питание по заказной системе, постельные принадлежности, развлекательная программа и путевая информация на борту теплохода.
проезд до места посадки на теплоход и от места высадки, напитки и закуски в барах, телефонные переговоры и прочие дополнительные услуги.
Экскурсии в стоимость круиза не входят и приобретаются за дополнительную плату на борту теплохода.
Скидок детям и др. на круизы теплохода "Русь Великая" нет.
Возможна оплата частями. 1-я часть - не менее 50% от стоимости путевки. Оставшаяся часть - не позднее 60 дней до начала круиза. При этом сезонная скидка не применяется.
Теплоход "Русь Великая" совершает продолжительные круизы и в некоторых из круизов теплоход выходит в открытое море. Для обеспечения высоких характеристик, позволяющих выходить в море, на теплоходе "Русь Великая" выполнен ряд конструктивных изменений. Одно из таких изменений то, что не открываются окна. Для поддержания нужной температуры и микроклимата в помещениях теплохода и в каютах установлена автоматическая система "Фанкойл". Обмен свежего воздуха обеспечивает система приточно-вытяжной вентиляции. В каждой каюте установлены регуляторы и системы вентиляции, и системы кондиционирования.
Каюта категории Люкс 2-комнатная 2-местная каюта на Верхней палубе. Каюта большой площади, повышенной комфортности. В каюте: двуспальная кровать, диван-книжка, санузел (умывальник с горячей и холодной водой, душ, туалет). столик, шкаф, холодильник, телевизор, телефон, кондиционер (split-система), плед для каждого туриста, сейф. Окно открывается. Максимальное количество мест: 2 основных (кровать) + 1 дополнительное (диван). Размещение 3-го туриста за дополнительную плату. Всего на теплоходе 1 каюта: № Люкс. Фото каюты Люкс >>> |
|
Каюты категории Полулюкс - 2-м (шл.п.) полулюкс 2-местные каюты увеличенной площади со всеми удобствами, расположенные на Шлюпочной палубе теплохода. В каюте: двуспальная кровать, столик, мини-холодильник, кондиционер (центральная система кондиционирования), прикроватная тумбочка, телевизор, шкаф, телефон, санузел (умывальник с горячей и холодной водой, душ, туалет), плед для каждого туриста, сейф. Окно не открывается. Максимальное количество мест: 2. Всего на теплоходе 9 кают: № 19-27. Фото каюты № 23 >>> |
|
Каюты категории 1-мест.+ (шл.п.) 1-местная каюта со всеми удобствами, расположенные на Шлюпочной палубе теплохода. В каюте: кровать, мини-холодильник, кондиционер (центральная система кондиционирования), прикроватная тумбочка, телевизор, шкаф, санузел (умывальник с горячей и холодной водой, душ, туалет), плед для каждого туриста, сейф. Окно не открывается. Максимальное количество мест: 1. Всего на теплоходе 1 каюта: № 14. |
|
Каюты категории 1-м (шл.п.) 1-местная каюта со всеми удобствами, расположенные на Шлюпочной палубе теплохода. В каюте: кровать, мини-холодильник, кондиционер (центральная система кондиционирования), прикроватная тумбочка, телевизор, шкаф, санузел (умывальник с горячей и холодной водой, душ, туалет), плед для каждого туриста, сейф. Окно не открывается. Максимальное количество мест: 1. Всего на теплоходе 1 каюта: № 30. Фото каюты № 30 >>> |
|
Каюты категории 1-м (ср.п.) 1-местная каюта со всеми удобствами, расположенные на Средней палубе теплохода. В каюте: кровать, мини-холодильник, кондиционер (центральная система кондиционирования), прикроватная тумбочка, телевизор, шкаф, санузел (умывальник с горячей и холодной водой, душ, туалет), плед для каждого туриста, сейф. Окно не открывается. Максимальное количество мест: 1. Всего на теплоходе 4 каюты: № 54-57. Фото каюты № 57 >>> |
|
Каюты категории 2-м (шл.п.) 2 кровати 2-местные каюты со всеми удобствами. Каюты расположены на Шлюпочной палубе. В каюте: 2 односпальные кровати, стол, шкаф, мини-холодильник, телевизор, санузел (умывальник с горячей и холодной водой, душ, туалет), кондиционер (центральная система кондиционирования), телефон, плед для каждого туриста, сейф. Окно не открывается. В каютах № 1-6 два окна (не открываются). В каютах № 7-10, 28, 29 одно окно (не открывается). Максимальное количество мест: 2. Всего на теплоходе 12 кают: № 1-6, 7-10, 28, 29. Фото каюты № 1 >>> Фото каюты № 3 >>> |
|
Каюты категории *2-м (шл.п.) № 17, 18 2-местные каюты со всеми удобствами. Каюты расположены на Шлюпочной палубе. В каюте: одна односпальная кровать, кресло-кровать, шкаф, мини-холодильник, телевизор, санузел (умывальник с горячей и холодной водой, душ, туалет), кондиционер (центральная система кондиционирования) расположена над креслом-кроватью, телефон, плед для каждого туриста, сейф. Окно не открывается. Максимальное количество мест: 2 - одно на кровати, второе на раскладном кресле-кровати. Всего на теплоходе 2 каюты: № 17, 18. Фото каюты № 18 >>> |
|
Каюты категории *2-м (шл.п.) 2-местные каюты со всеми удобствами. Каюты расположены на Шлюпочной палубе. В каюте: две односпальные кровати, шкаф, мини-холодильник, телевизор, санузел (умывальник с горячей и холодной водой, душ, туалет), кондиционер (центральная система кондиционирования), телефон, плед для каждого туриста, сейф. Окно не открывается. Максимальное количество мест: 2. Всего на теплоходе 5 каюты: № 11, 12, 13, 15, 16. Фото каюты № 15 >>> Фото каюты № 16 >>> |
|
Каюты категории 2-м (ср.п.) стандарт 2-местные каюты со всеми удобствами. Каюты расположены на Средней палубе. В каюте: 2 односпальные кровати, стол, шкаф, мини-холодильник, телевизор, санузел (умывальник с горячей и холодной водой, душ, туалет), кондиционер (центральная система кондиционирования), телефон, плед для каждого туриста, сейф. Окно не открывается. Максимальное количество мест: 2. Всего на теплоходе 22 каюты: № 40-52, 58-67. Фото каюты № 41 >>> Фото каюты № 44 >>> Фото каюты № 49 >>> Фото каюты № 60 >>> |
|
Каюты категории 2-м (ср.п.) стандарт № 53 2-местная каюта со всеми удобствами. Каюта расположена на Средней палубе. В каюте: двуспальная кровать, стол, шкаф, мини-холодильник, телевизор, санузел (умывальник с горячей и холодной водой, душ, туалет), кондиционер (центральная система кондиционирования), телефон, плед для каждого туриста, сейф. Окно не открывается. Максимальное количество мест: 2. Всего на теплоходе 1 каюта: № 53. |
|
Каюты категории 2-м (гл.п.) (75, 76) 2-местные каюты со всеми удобствами с дополнительном местом. Каюты расположены на Главной палубе. В каюте: 2 односпальные кровати, стол, два шкафа, телевизор, санузел (умывальник с горячей и холодной водой, душ, туалет), кондиционер (центральная система кондиционирования), телефон, плед для каждого туриста. Окно не открывается. Площадь кают 9-12 кв.м. Максимальное количество мест: 2 основных + 1 дополнительное (диван). Размещение 3-го туриста за дополнительную плату. Дополнительное место: каюта № 75 - раскладная кровать, каюта № 76 - кресло-кровать. Всего на теплоходе 2 каюты: № 75, 76. |
|
Каюты категории 2-м (гл.п.) 2 кров. окно 2-местные каюты со всеми удобствами. Каюты расположены на Главной палубе. В каюте: 2 односпальные кровати, стол, шкаф, мини-холодильник, телевизор, санузел (умывальник с горячей и холодной водой, душ, туалет), кондиционер (центральная система кондиционирования), телефон, плед для каждого туриста. Окно не открывается. Максимальное количество мест: 2. Всего на теплоходе 20 кают: № 79-87, 90-94, 96-98, 100, 101, 103. |
|
Каюты категории 2-м (гл.п.) 2-местные каюты со всеми удобствами. Каюты расположены на Главной палубе. В каюте: 2 односпальные кровати, стол, шкаф, телевизор, санузел (умывальник с горячей и холодной водой, душ, туалет), кондиционер (центральная система кондиционирования), телефон, плед для каждого туриста. В каютах № 74-77 иллюминатор (не открывается). Каюты № 89,95,99 без окна. Максимальное количество мест: 2 основных. В каютах № 75 и 76 2 основных. + 1 дополнительное место. Размещение 3-го туриста за дополнительную плату. Дополнительное место: каюта № 75 - раскладная кровать, каюта № 76 - кресло-кровать. Всего на теплоходе 7 кают: № 74-77, 89, 95, 99. Фото каюты № 95 >>> |
|
Каюты категории 2-м (гл.п.) иллюм. - № 70, 71 !!! При бросании и подъеме якоря в каютах слышен шум. 2-местные каюты со всеми удобствами. Каюты расположены на Главной палубе. В каюте: 2 односпальные кровати (каюта № 70) или двуспальная кровать (каюта № 71), два шкафа, телевизор, санузел (умывальник с горячей и холодной водой, душ, туалет), кондиционер (центральная система кондиционирования), телефон, плед для каждого туриста. Иллюминатор не открывается. Максимальное количество мест: 2. Всего на теплоходе 2 каюты: № 70, 71. |
|
Каюты категории 2-м (гл.п.) № 72, 73 с иллюминатором 2-местные каюты со всеми удобствами. Каюты расположены на Главной палубе. В каюте: 2 односпальные кровати, два шкафа, телевизор, санузел (умывальник с горячей и холодной водой, душ, туалет), кондиционер (центральная система кондиционирования), телефон, плед для каждого туриста. Иллюминатор не открывается. Максимальное количество мест: 2. Всего на теплоходе 2 каюты: № 72, 73. |
|
Каюты категории 2-м (гл.п.) № 88, 102 с иллюминатором 2-местные каюты со всеми удобствами. Каюты расположены на Главной палубе. В каюте: 2 односпальные кровати, два шкафа, телевизор, санузел (умывальник с горячей и холодной водой, душ, туалет), кондиционер (центральная система кондиционирования), телефон, плед для каждого туриста. Иллюминатор не открывается. Максимальное количество мест: 2. Всего на теплоходе 2 каюты: № 88, 102. |
|
Каюты категории 3-м (гл.п.) 3 кровати с иллюминатором 3-местная каюта со всеми удобствами. Каюта расположены на Главной палубе. В каюте: 3 односпальные кровати, шкаф, телевизор, санузел (умывальник с горячей и холодной водой, душ, туалет), кондиционер (центральная система кондиционирования), телефон, прикроватная тумбочка, плед для каждого туриста. Два иллюминатора не открывается. Максимальное количество мест: 3. Всего на теплоходе 1 каюта: № 78. Фото каюты № 78 >>> |
|
Каюты категории 2-м (н.п.) 2 кров. 2-местные каюты со всеми удобствами. Каюты расположены на Нижней палубе. В каюте: 2 односпальные кровати, стол, шкаф, санузел (умывальник с горячей и холодной водой, душ, туалет), кондиционер (центральная система кондиционирования), телефон, плед для каждого туриста, два иллюминатора, не открываются. Максимальное количество мест: 2. Всего на теплоходе 18 кают: № 110-117. Фото каюты № 115 >>> |
Теплоход имеет на своем борту:
ресторана совмещенный с баром;
конференц-зал - кинозал;
зона отдыха;
гладильная комната;
медицинский пункт.
Соловецкий архипелаг (часто называемый по-простому “Соловки”) расположен в устье Онежского залива Белого моря и образует шесть больших островов — Большой Соловецкий, Анзер, Большая и Малая Муксолма, Большой и Малый Заяцкие, а также множество мелких. Большой Соловецкий остров — самый крупный на Белом море. Его протяженность с севера на юг составляет 24 километра, с запада на восток —16 километров. Вблизи крупных островов разбросано множество мелких. Самые маленькие — корги — представляют собой выступающие из воды нагромождения камней. Небольшие каменистые островки, поросшие кустарником и мелким березняком, называют здесь лудами.
Соловецкая природа неповторима. Удивительно, но на Соловецких островах нет рек, родников и почти нет ручьев. Зато здесь огромнейшее количество озер. Фантастически разнообразна и их форма — одни круглые, другие вытянутые, со множеством заливов и живописных островов.
Каждый клочок Соловецкой земли пропитан историей. Возникновение Соловецкого монастыря связано с именами преподобных Савватия, Зосимы и Германа и относится к 1429— 1436 годам. В первые столетия своего существования монастырь ничем не выделялся. За этот период произошли два больших пожара — в 1455 и 1538 годах. Во время второго пожара деревянный монастырь сгорел дотла., И хотя его быстро отстроили, страх перед новыми пожарами и желание поднять значение монастыря явились причинами для нового каменного строительства.
Построенный , среди Белого моря на пустынном острове, избранном для скитской жизни, монастырь тем не менее распростер свою светскую — военную и хозяйственную — власть на огромном пространстве и сыграл выдающуюся роль в развитии общественно-хозяйственных отношений на Русском Севере. Он держал военные гарнизоны в Карелии и оборонял Белое море от вторжения иноземных кораблей вплоть до середины XIX века. Сотрясаемый внутренними противоречиями, после восстания 1668—1676 годов он оказался во власти старообрядцев и избегших казни разинцев и восемь лет оборонялся против осаждавших его правительственных войск. Соловецкий монастырь был местом ссылки и заключения для неугодных правительству религиозных и государственных деятелей.
В середине XVI века разросшиеся доходы монастыря от его владений, главным образом от солеварен, и личные средства, вкладывавшиеся игуменом Филиппом Колычевым (будущим митрополитом) в монастырское хозяйство, позволили начать обширное строительство и организовать в нем различные технические усовершенствования. (Филипп — личность уникальная. Именно с его именем связан период процветания и благополучия Соловецкого монастыря (1548— 1566 годы)). Комплекс построек, появившихся при игумене Филиппе, — это памятник не только истории русской архитектуры середины XVI века, но и русской технической мысли.
Начало строительной деятельности игумена Филиппа относится к 1552 году. В это время началось сооружение каменной церкви Успения, связанной с этой церковью одностолпной трапезной и келарней.
Церковь, возвышавшаяся в центре монастыря, заключала в себе придел Усекновения главы Иоанна Предтечи над Успенской церковью, хлебные и квасные погреба под трапезной, хлебную и мукосейную службу под келарней. Через шесть лет, в 1558 году, началось сооружение Преображенского собора “на погребах” с шестью приделами — четырьмя наверху по углам и двумя внизу. Эти два комплекса стали монументальным центром монастыря. Впоследствии все постройки были связаны между собой другими зданиями и высокими галереями, позволяющими монахам попадать из здания в здание, не выходя из помещений ё мороз и ненастье. Строители использовали принцип построения большого северного крестьянского двора, где во все хозяйственные постройки можно было попасть не выходя наружу.
Трапезная — самая обширная единостолпная палата своего времени, а Преображенский собор значительно превосходил по высоте Успенский собор Московского Кремля. Замечательна и обдуманность, с которой он был построен. Его возвели на пологом месте, на перешейке, отделявшем высокое по уровню воды Святое озеро от более низкого Залива Благополучия. Именно поэтому его облик производит впечатление прочности и массивности.
На собственные средства Филипп соединил Святое озеро с семьюдесятью двумя другими водоемами, что значительно подняло уровень воды и позволило устроить в монастыре водопровод и водяные мельницы.
На каменистых и болотистых почвах проложили дороги, завели сенокосные пожни для скота, построили деревянные и каменные кельи.
Каменная корабельная пристань, появившаяся при Филиппе, существует и по сей день — она самая старая из сохранившихся русских пристаней. В леса были выпущены олени, шкуры которых использовались для изготовления одежды. Одна из морских губ была перегорожена каменной дамбой и превращена в садки для рыбы.
Когда-то вся Русь была деревянной. Русская деревянная архитектура — это неотъемлемая составная часть отечественной художественной культуры. Как и каменная архитектура, деревянное зодчество подчинялось основным историческим закономерностям развития, отражая крупные политические и социальные сдвиги в жизни государства.
Кижи — небольшой узкий и длинный островок в Онежских шхерах, около четырех километров в длину и от двухсот до шестисот метров в ширину. Сейчас это практически пустынный безлесный остров с маленькой деревушкой. А когда-то здесь было довольно большое для своего времени поселение, называвшееся Кижский погост.
Словом “погост” в старину называли не только крупную административно-территориальную единицу, состоявшую из нескольких волостей, со множеством сел, деревень и т. д. Погостом считалось и самозначительное поселение на этой территории, служившее ее административным центром.
На Кижском погосте жили представители светской и церковной власти, стоял стрелецкий гарнизон. Здесь приказы и суды, ремесленные мастерские амбары и склады, церкви и школы — одним словом, погост был центром духовной, политической, культурной и экономической жизни округа.
Первые упоминания о Кижском погосте встречаются в новгородских писцовых книгах (эта территория принадлежала Новгороду с X века). В них он упоминается как “Спасский Кижский”: Кижский — от названия острова, а Спасский — от наименования погостской церкви.
В самый разгар Северной войны (1701—1721 гг.) здесь на острове Кижи была возведена многоглавая Преображенская церковь.
Старинное предание связывает историю возникновения двадцати- двухглавой церкви с именем Петра Великого. Будто бы Петр во время путешествия из Повенца по Онежскому озеру остановился у Кижского острова и увидел множество срубленного леса, для постройки церкви, тогда он собственноручно взял и начертил план. Однако это всего лишь красивая легенда.
Этот величественный памятник стоит и поныне, поражая каждого своим художественным совершенством. Двадцать два купола Преображенской церкви взметнулись вверх на 37 метров.
Купола, купола... Это множество куполов поначалу ошеломляет. Порой, особенно на зорях, кажется, что церковь — не создание рук человеческих, а чудо природы, невиданный цветок или волшебное дерево, выросшее в этом суровом северном крае.
Если долго смотреть на Преображенскую церковь снизу, то в какой-то момент появляется почти физическое ощущение движения. Оно начинается снизу, с сопоставления убывающих масс трех восьмериков, и нарастает от двухступенчатых прирубов к верхним ярусам и к центральной главе. Заостренные бочки усиливают это движение, и главки как бы взбегают наверх по уступам крыши. Нерушимая громада куполов обретает ритмичную поступь, и от одного яруса к другому, по плавным очертаниям луковичных глав, она непрерывно устремляется ввысь.
Однако самое удивительное в Преображенской церкви не только феерия куполов, а другое. Чем больше и внимательнее всматриваешься, постигая структуру и тектонику здания, тем сильнее поражают не каскады куполов, а неумолимая логика, безупречная организованность и продуманность архитектурно-конструктивной композиции, единственный в своем роде синтез артистической импровизации и строгой, выверенной классичности всех пропорций и всех деталей, дерзкого новаторства и прочной, испытанной веками традиционности.
В Кижах вам непременно расскажут о легендарном строителе Преображенской церкви, о том, как он, закончив работу, бросил свой топор в Онежское озеро и сказал: “Поставил эту церковь мастер Нестор, не было, нет и не будет такой”.
В этой красивой, поэтичной легенде — символ неповторимости Кижской церкви и высокого мастерства ее создателя; в ней дана достойная оценка творчества гениального сына народа. И правда, такой нет и не будет.
Высоко взметнулась Преображенская церковь, ее видно за много километров от Кижей. То она возникает на глади озера, открыто, как на ладони, то появляется в кружеве редеющего леса или прибрежных кустов, то голубым силуэтом рисуется вдали, то неожиданно выплывает из-за какого-нибудь острова. Она царит здесь повсюду, всем своим обликом постоянно напоминая о величии человеческого духа и его господстве на природой.
Валаамский архипелаг расположен в северо-восточной части Ладожского озера в 22 км от материка и насчитывает около пятидесяти скалистых островов общей площадью 36 квадратных километров. Он знаменит не только монастырем с многовековой историей, но и своеобразными климатом и природой. Времена года наступают здесь позже материковых на 2-е недели, лето весьма прохладное, зато солнечных дней значительно больше. Острова покрыты в основном реликтовыми хвойными лесами, их береговая черта сильно изрезана. Рельеф самого большого острова — Валаама (25 кв. км) — очень разнообразен: здесь есть горы и долины, скалы и болота, озера и ручьи. На острове обитают много видов млекопитающих, более I20 видов птиц. Валаамская флора насчитывает(!) около половины встречающихся на территории всей Карелии растений. Неотъемлемой частью местной природы стали поля, сады, аллеи и целые рощи, созданные монахами. Благодаря их труду, частью природы острова стали кедр, лиственница, туя, каштан, дуб, ясень и даже пихта, издревле считавшаяся монашеским деревом.
Происхождение названия главного острова, давшего имя всему архипелагу, доподлинно неизвестно. Иногда- финское название острова - Valaino — интерпретируют как “высокая земля”. Но наиболее близкое из возможных к современному финскому языку сочетание “Valamaa”. скорее означает “светлая” или “клятвенная” земля. В любом случае, оно созвучно именам и языческого бога Ваала, и библейского прорицателя Валаама. По преданию, в I веке нашей эры Валаам посетил апостол Андрей Первозванный, который и предсказал ему великое будущее.
Основание обители связано с именами преподобных Сергия и Германа Валаамских, мощи которых находятся под спудом в Спасо-Преображенском соборе — главном храме обители. Жития их не сохранилось, по церковному преданию это были греческие иноки, пришедшие в X веке на Русь с первыми миссионерами. В современной исторической науке мнения о времени основания монастыря расходятся: от начала распространения христианства на Руси в IХ-Х веках до XIV века.
Обитель неоднократно переживала периоды расцвета, которые сменялись запустением, а порой и полным разрушением.
Сейчас можно видеть во всем великолепии ансамбль пятиглавого Спасо-Преображенского собора, с нижним зимним храмом во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских (1896 год). С запада возвышается многоярусная колокольня. Из 13 колоколов на звоннице сохранился лишь второй по величине колокол — “Воскресный”. Собор окружают два ряда келейных корпусов. В ансамбль внутреннего каре входят Успенская (1785 год) и Никольская (1793 год) церкви. Внешнее каре включает в себя церковь иконы Божией Матери “Живоносный Источник” (1814 год) с надстроенной над ней церковью во имя - Живоначальной Троицы (1837 год), а также Святые врата с надвратной церковью Св. апостолов Петра и Павла (1809 год), обращенные к парадной гранитной лестнице, ведущей к пристани.
К северной части каре прилегает старое монастырское кладбище, обнесенное оградой с круглыми башенками по углам. На шпилях башенок установлены фигуры трубящих ангелов, а на шпиле центральной — изображение солнца. Из хозяйственных построек примечательны Водопроводный и Работный дома, возведённые на гранитном цоколе из валаамского кирпича.
По живописной аллее, обсаженной пихтами и лиственницами, можно дойти до Игуменского кладбища. На насыпном холме возвышается необычная по архитектуре церковь во имя Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, со звонницей, построенной из монастырского кирпича по проекту архитектора Г. И. Карпова (1876) — последний храм, освященный игуменом Дамаскиным, у северной стены которого он и был похоронен. Здесь же — могилы последующих настоятелей монастыря. Крест серого гранита и остатки фундамента напоминают о бывшей здесь келье игумена Назария. На нижнем ярусе расположено новое братское кладбище, частично уцелело и старое братское кладбище.
От центральной усадьбы со стороны хозяйственной части, пролегая через острова, по деревянным мосткам, проходит дорога до Никольского острова, где на вершине холма стоит построенная по проекту А. М. Горностаева на месте бывшей часовни церковь во имя святителя Николая, святого покровителя всех плавающих и путешествующих (1853). Около пристани располагалась “таможня” (историческое здание не сохранилось) — здесь проводился досмотр богомольцев: на Валаам был запрещен ввоз алкоголя и табака.
В 1839 году настоятелем обители стал отец Дамаскин, с именем которого связан наибольший расцвет монастыря. Для каменного строительства стали приглашать дипломированных архитекторов, среди них был и А. М. Горностаев, который спроектировал многие Валаамские постройки. Развивалось сельское хозяйство, рыбоводство, различные ремесла. Действовало около 30 производств, в том числе небольшие заводы. Имелись пекарня, ферма на 70 голов скота, конюшня, аптека и больница. В монастыре были своя иконописная мастерская и фотографическая студия, богатейшая библиотека (30 тыс. экз. книг). К началу XX века на острове проживало около 1000 человек.
Желаем Вам приятного путешествия!